Четверг
21.11.2024
10:39
Приветствую Вас Гость
RSS
 
с.Гогаз
Главная Регистрация Вход
Информация о сайте »
Меню сайта

Наш опрос
Есть ли у Вас какие-либо проблемы с прослушиванием "ЛЕЗГИ РАДИО" на нашем сайте?
Всего ответов: 59

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Старое село Гогаз расположено на территории Ахтынского района Республики Дагестан в 18 километрах от райцентра, на южном склоне самурского хребта на высоте 2400 м. над уровнем мирового океана.
Село окружено с юго-запада неприступными скалами, а с остальных сторон альпийскими лугами, чарующими взгляд пестротой сочных трав и диковинных цветов. Холм, где расположено село, обтекают с двух сторон ручьи с кристально чистой, студеной водой, которая по капелькам стекает в них из множества родников.
Название села произошло от лезгинских слов «гъуьр регъвез», «Гъуьгъвез», что означает – молоть муку. На территории села найдены около 30 развалин мельниц. Даже с многих соседних сел шли сюда молоть муку.
Примечательно, что сами гогазцы называют себя несколько иначе – «эгъвезар», «эгъвезжыв». Слово «эгъвез» («эгъвуьн» в переводе с лезг. означает копать).

По преданиям, первым поселились в селе люди из тухума «псияр» (в переводе с лезг. - коты), их дома занимали в старом селе наиболее выгодное место – холм в центре села, который смотрит на юго-восток (в горных селах наиболее благоприятным для постройки дома считалось место, направленное на юго-восток).
Самоназвание тухума «псияр», точнее как они назывались до конца 19 –века – «ялаватар» (произошло от лезгинского слова «ялав» - огонь, что подчеркивает связь с древними верованиями лезгин, когда те поклонялись духам огня и т.д.). «В Албании существовало почитание солнца и огня» (Магомедов Р.М. История Дагестана, стр.35).
Согласно другой версии, более достоверной, название «ялаватар» связано с тем, что члены данного тухума были чрезвычайно физически сильными, смелыми и крайне вспыльчивыми. Люди этого тухума не отличались чувством дружбы, так как каждый из них считал себя авторитетом, то есть вообще не признавали лидеров. За такой чрезвычайно импульсивный темперамент их и назвали «пламенными».
В данном случае слово «ялав» - пламя ассоциируется с крайней вспыльчивостью, бесстрашием, быстротой реакции и неестественной энергией.
Стоить отметить, что данные черты характера наблюдаются за большинством членами тухума до сих пор. А названия «псияр» связано с одним случаем, после чего за членами тухума закрепилось данное название. В конце 19-го века один из уважаемых членов рода «ялаватар» попал в, можно сказать, смешную ситуацию. В те времена часть гогазцев, как и многие горцы, по зимам промышляли в соседнем Азербайджане, ездили туда на зиму вместе с семьями на заработки, ну а их кошки оставались в селе. А оставались зимой только зажиточные сельчане, те, у кого была своя скотина, запасы пищи и т.д. Ну а кошки тех, кто отправился на заработки, крутились в поисках пищи возле домов оставшихся в селе на зиму. Один сельчанин запасался всегда на зиму сушенными бараньими тушами, и кошки соответственно больше всех крутились возле его дома. Он ловил из них тех, кто пробирался к нему во двор и не находя другого способа с ними бороться, закрывал их в водосточной трубе. Говорят, собрал порядка двадцати. А когда на годекане, сельчане забили тревогу по поводу пропажи кошек, он их позвал к трубе, освободил кошек и попросил больше не отпускать их. Кошки стали выходить из трубы исхудалые, еле волочили ноги, и из толпы сельчан кто-то оборонил: «Да наш Буржали хозяин всех котов». Говорят, с тех пор за всем тухумом этого сельчанина закрепилось название «псияр».
Представители вышеназванного тухума в основном занимались земледелием и охотой. Говорят, они были физически рослыми, имели средний рост 1,8 – 2 м. Примечательно, что большинство представителей данного тухума были голубоглазыми или зеленоглазыми и светловолосыми. Этот факт дает основание высказать мнение об албанском или европейском происхождении данного тухума. До сих пор в селе встречаются члены тухума с подобными внешними признаками. Говорят, на территорию села, предки данного тухума переселились с местечка вблизи с. Гапцах (старого).

Вторыми в селе поселились представители рода «татлар». Как-то добрался до села и пришел на годекан человек по имени Абумуслим, по национальности – тат, с семьей и с нагруженным домашним скарбом пволом и попросил у старейшин села разрешения пожить в селе. Старейшины дали согласие и определили ему для постройки дома место за селом. Местечко это было непригодное для пашни и находилось рядом с селевым оврагом. Вышеназванный Абумуслим вначале установил там палатку из паласа, а позже построил с помощью сельчан небольшой домик. Абумуслим привел с собой сына и шесть дочерей. Его дочери были выданы в селе замуж. Говорят, что за каждую дочь ему в виде калыма дали земляной надел и, таким образом, он стал членом села. Впоследствии в селе появился уже немалочисленный род «татлар» (в переводе с лезг. - таты), которые заняли всю северную часть села. Внешне члены данного тухума были смуглые, темноволосые. Им свойственно относительно спокойный нрав, сплоченность, прагматичность, консерватизм. «Татлар» всегда имели своих лидеров и подчинялись им. Данные признаки до сих пор наблюдаются у большинства представителей этого тухума.

Третьими поселись в селе представители тухума «нурияр» (слово «нур» в переводе с лезг. – блеск, свет). Возможно, название данного тухума связано с профессиональной деятельностью его членов – они исполняли в селе обязанности муллы, а, как известно, ислам ассоциировался со словом свет. Данный тухум в селе был самый малочисленный, порядка 10 – 12 семей. Дома данного тухума были расположены на северо-западной окраине села. Представители данного тухума тоже были крупного телосложения. В настоящее время в селе (новом) люди из тухума «нурияр» не живут. Относительно «нурияр» стоить отметить, что этот тухум настолько был близок к тухуму «псияр», что в селе считали – первый был включен во второй. То есть представители «нурияр» были приняты тухумом «псияр» к себе. Впоследствии тухумы «ялаватар» и «нурияр» стали называть общим именем «псияр». На данное время в обращении друг к другу они называют: «Даш», «мырас» (мирес), - что подверждает о принятии представителями этих двух тухумов объединения.

Четвертыми поселились в селе представители тухума «серкер» (в переводе с лезг. – овцеводы). Связано это с тем, что на летние пастбища за определенную плату сельским старейшинам загонял сюда свою отару житель села Хлют (нынешнего Рутулского района), Шахабас. Ему в селе понравилось, и он с разрешения сельчан остался здесь с семьей навсегда. Представители этого тухума поселились по юго-западной окраине села, зачастую строили дома над отвесными скалами или в неудобной для жилья нижней части села, так как другого пригодного для строительства места в селе уже не оставалось (рис. 5). Этот факт является доказательством того, что тухум «серкер» поселился в селе позднее всех. Представители «серкер» отличались физической закалкой, выносливостью, жестокостью, особенно к животным, бескомпромиссным, неуступчивым характером. Это, конечно, было связано с их основной деятельностью – овцеводством. Можно сказать, что «серкер» тоже имели своих лидеров и подчинялись им.


Гогазцы в те времена занимались овцеводством, возделыванием земли: выращивали злаковые (большинство плодородных земель, лежащих в пойме речки принадлежало членам тухума псияр), также было распространено террасное земледелие. При сельскохозяйственных работах использовали домашний скот: волов, лошадей,ослов, пчеловодство. Женщины занимались ковроткачеством, вязанием, ухаживали за домашней скотиной.

Одевались гогазцы, как и все кавказцы тех времен. Одежда делилась на простую и праздничную. В обычные дни гогазцы надевали рабочую одежду. Мужчины всегда подпоясывались кинжалом. В свадьбы или на выход надевали праздничную одежду – черкеску, подпоясывались дорогим кинжалом, кто имел – вешал на себя также огнестрельное оружие: пистолет и карабин. Обувались в обувь, часто плетенную вручную из кожи буйвола или вола – «шаламар», реже – в купленные сапоги или резиновые галоши. По зимам надевали овчинные тулупы: с короткими полями – «к1урт» и с длинными «кавал». Чабаны надевали бурки и папахи конической формы. Остальные мужчины также надевали папахи, сшитые из овечьего руна, но чуть иной (в форме цилиндра), а зажиточные носили папахи из каракуля. Женщины надевали длинные платья, национальные платки и головные уборы – «берчек» и носили серебряные и золотые укрощения, часто изготовленные из монет.

Говоря об обычаях, которых придерживались гогазцы, можно назвать, в первую очередь, следующие: уважение старшего, гостеприимство, куначество, «мел» - всеобщая помощь нуждающемуся. Помощь оказывался как в физической форме, например, при постройке дома, сенокосе, молотьбе, так и в материальной форме. Тот, кто попал в трудное материальное положение, стал банкротом, это часто случалось с чабанами, готовил кашу и собирал всех сородичей – весь свой тухум. И на собрании конкретно решали, кто, чем поможет. Устанавливали конкретные суммы денег или голов мелкого рогатого скота, которыми обязаны были помочь пострадавшему родственники и друзья. Данный обычай называется « кимел рух егьин» - расстилать палас на годекане (имеется в виду палас для сбора средств). Хочется отметить, что помощь оказывали не в добровольном порядке, а в обязательном. Данный обычай существует среди сельчан до сих пор.

В конце семидесятых годов жители селения переселились на участок «Чархи кам», что в Магарамкентском районе.

Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz